Технический надзор котлов отопления

Главная » 2015 » Сентябрь » 18 » Почему пробуксовывает газификация транспорта в России?
07:42
Почему пробуксовывает газификация транспорта в России?

Развитие рынка газомоторного топлива тормозится из-за отсутствия инфраструктуры. Она не появляется из-за дефицита техники. Пока замкнутый круг не будет разорван, вопрос не решить, пишет немецкое издание .

Обладая самыми значительными в мире запасами природного газа, Россия имеет широкие возможности для использования газомоторного топлива — одного из самых экологичных и энергоэффективных из известных сегодня видов топлива. Осознание этого факта российским правительством вылилось в распоряжение от 13 мая 2013 года, в котором прописано, что к 2020 году в городах-миллионниках до 50 процентов парка общественного транспорта должно передвигаться на газу. Сегодня этот показатель отстает от поставленной задачи примерно в сто раз. Удастся ли менее чем за пять лет сократить это отставание?

Техническая база

По данным МВД РФ на конец 2014 года, всего в России стояли на учете 43,4 миллиона легковых автомобилей. Среди них имеют возможность использовать газ в качестве моторного топлива всего 790,7 тысячи машин (в Москве — из 3,9 миллиона автомобилей — 588 единиц). Среди зарегистрированных 6,2 миллиона грузовых автомобилей могут использовать газ 433 тысячи. Наконец, среди 881,4 тысячи автобусов — 78 тысяч. В российской столице сегодня насчитывается почти 48 тысяч автобусов, из которых газомоторное топливо используют 255 штук (то есть, почти в сто раз меньше, чем искомая половина).

По словам экспертов, причина столь невысокого числа приспособленных для использования газового топлива транспортных средств заключается в нехватке заправочных станций. Действительно, статистика с официального сайта Росстата показывает, что, если всего в России (на конец 2013 года) имеется 29 тысяч заправок, то из них АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) всего 270. К примеру, в Москве — их три. Минэнерго дает еще более скромные общероссийские данные — 256 штук в 2014 году.

Курица или яйцо — заправка или авто?

В конце 2014 года на конференции Адама Смита представитель Минэнерго заявил, что к 2020 году число АГНКС должно увеличиться до 750. Правда, для этого, уточнил он, необходима реализация ряда стимулирующих мер, в частности, предоставление инвесторам недорогого долгосрочного финансирования и налоговые льготы. Как заявил DW начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун, около 90 процентов имеющихся сегодня АГНКС принадлежат «Газпрому», он же является главным продавцом газомоторного топлива — компримированного (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ).

На своем сайте «Газпром» заявляет о том, что на КПГ к 2020 году перейдет до 50 процентов общественного транспорта и коммунальной техники, до 30 процентов грузового и легкого коммерческого транспорта, до 10 процентов личных автомобилей и до 20 процентов — сельхозтехники. СПГ, по прогнозу концерна, будет использоваться 20 процентами сельхозтехники, 30 — магистрального автотранспорта, двумя процентами железнодорожного.

«Здесь возникает известная проблема первичности курицы или яйца, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. — Заправки не строят, потому что ждут появления потребителей. А они не появляются, потому что нет инфраструктуры, то есть, тех же заправок». Андрей Топтун подтверждает эту тенденцию примером: из-за отсутствия спроса на автомобили с газовыми двигателями «АвтоВАЗ», создавший такой автомобиль (Lada Granta CNG), так и не вывел его в серию.

Государство нам поможет

Возведение АГНКС — дело действительно непростое. «Строительные нормы таковы, что совмещение на одной заправке бензина и газа сопряжено с жуткими ограничениями. В городе выполнить все нормы практически невозможно», — отмечает Блинкин. К чисто газовой заправке также предъявляются высокие требования по безопасности, да и оборудование стоит гораздо дороже, чем у бензиновой. «Экономическую безубыточность мог бы гарантировать спрос, но его нет», — объясняет Андрей Топтун.

Впрочем, по его словам, государство пытается в меру своих сил предоставить «Газпрому» спрос: «Государство стало тратить миллиарды рублей на покупку техники, в частности, газовых автобусов. Таким образом, они пытаются стимулировать покупку техники. В принципе, это верно: опыт зарубежных стран показывает, что остановка государственной поддержки в этом сегменте приводит к тому, что газовая тема попросту закрывается».

Отметим, что на сегодняшний день лидером по потреблению КПГ в мире является Иран (5,7 миллиарда кубометров в год), на втором месте Пакистан (2,9 миллиарда), на третьем — Аргентина (2,8 миллиарда). Среди стран ЕС лидирует Италия (870 миллионов кубометров). В России в 2012 году было потреблено 390 миллионов кубометров. «Газпром» рассчитывает на то, что к 2020 году эта цифра составит 10,4 миллиарда кубов КПГ.

Зарубежные амбиции

Не вполне освоив российский рынок, «Газпром» рассчитывает завоевать значительную долю европейского. Как заявил в июне зампред правления компании Александр Медведев, потребности Европы в газомоторном топливе в обозримой перспективе могут достичь 50 миллиардов кубометров. «Газпром» готов помочь с удовлетворением спроса. Как отмечается на сайте холдинга, в 2012 году у монополиста было 12 АГНКС в Германии, Чехии и Словакии. Сколько их сегодня, на запрос DW в компании не уточнили.

Между тем эксперты считают амбиции «Газпрома» не совсем обоснованными. «Если «Газпром» даже у себя, несмотря на помощь государства, мало что делает в этом направлении, развивать что-то за рубежом, я смысла не вижу», — говорит Андрей Топтун. Дело ограничится обещаниями, считает он.

Аналогичного мнения придерживается партнер консалтингового агентства Rus Energy Михаил Крутихин. «Помню, Александр Медведев и 10 процентов американского газового рынка обещал завоевать», — шутит он (США вообще не импортируют газ из России). По его мнению, Европа вряд ли будет нуждаться в 50 миллиардах газомоторного топлива: «Эксперты BP в своем прогнозе до 2035 года не связывают особых надежд с развитием ГМТ в Европе в целом. Думаю, «Газпром» снова пытается выдать желаемое за действительное». 

Просмотров: 449 | Добавил: libinat1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0